Александр Солженицын, принадлежит к фигурам новейшей истории, который
всесторонне обсуждался, но за последние годы мгновенно предался забвению. Роль
Солженицина в русской литературе второй половины 20 века, его яркая судьба,
наконец принадлежность его к малочисленным русским обладателям Нобелевской
премиилитературы, - все это последние деятилетий удерживало Солженицина на пике
известности и почитаний в достойном ряде отечественных классиков.
Нишу занимаемую Солженицинским образом
на сегодняшний день сложно определить.Так же, для понятия того, какая
участь определена для его наследия, следует проанализировать знаменательные
процессы в свете последих полутора лет в суровой реальности происходящего.
Недавний аналитический опрос СМИ в интернете по поводу фигуры Солженицина,
выявили тот факт, что часть общественности просто не воспринимает его в
роли культурного или морального
авторитета.
Если в России даже Толстой не
является приемлемой фигурой ввиду его филосовских воззрений христианства и
сложных взаимоотношений с духовенства, то образ Солженицинской
духовно-политической автобиографии не является и подавно.Тем же, кто чтит
Солженицина трудно определится из-за разнообразия его воззрений. Суждения о том
для кого его взгляды должны быть своими остается открытым. И дело тут не в
смерти писателя-мученника, которая наоборот послужила его канонизации, а скорее
всего временную амнезию общества следует рассматривать в свете фундаментальных
недавних перемен.
Выход в свет «Солженицинских тетрадей» закрепит за именем статус классика,
тем самым стимулируя дискуссию вокруг него и послужит вызовом определенному
роду читателей. Этот фактор явится
наиболее интересным, чем просто дань памяти писателю. Уникальность личности
Солженицина, его особенность стилистики пожалуй следует отнести к главным целям
выпуска «Солженицинских тетрадей», впрочем сам дух времени в публикуемых
раритетах автора интересен отнюдь не менее.
Погружаясь в написанное, отчетливо начинаешь понимать, что таких людей на
сегодяшний день практически нет, а те немногие кто остался живут в своем мире
книжного гетто и по сути не имеют шанса на признание в свете современных норм. «Солженицинские
тетради» показывают нам образ автора не только как культурного общественного
деятеля, но также как носителя рода уходящей культуры , - эпистолярной, книжной
или просто бытовой.
Он имел привычку читать книги с карандашом, делая заметки, затем выписывал
мысли, в следствии чего появилась солженицинская «Литературная коллекция»,
понемногу цитируемая «Новым миром», но опубликовано было не всё. Краткая рецензия явно неуместна описывая тексты
диалогов Солженицина с Лесковым или Афстафьевым, можно лишь отметить особую
читательскую хватку автора, которая по сравнению схожа более с «машиной
времени».
Хочется верить, что
творчество Солженицина будет представлено более широко, и оставалось бы интересным, лишь не только для
людей диссидентской культуры той эпохи, ориентироваными на «русское
антисоветское зарубежье».
|